Система торговли Сова — сочетание простоты и эффективности

Лучший брокер бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    Лидер среди всех брокеров бинарных опционов! Бесплатное обучение и демо-счет! Идеально для начинающих и средне-опытных трейдеров.
    Получите свой бонус за регистрацию:

Понятие и сущность предмета, задачи, объект и системы криминалистики

1.1. Предмет криминалистики

Криминалистика в наиболее кратком определении ее предмета может быть названа наукой о тактико-методических приемах раскрытия и расследования преступлений, о научно-технических средствах, применяемых в этих целях. Таким образом, ее задачей является вооружение правоохранительных органов научно обоснованными приемами, средствами и методами, используемыми при раскрытии и расследовании преступлений.

Термин «криминалистика» происходит от латинского criminal — преступление. В прошлом им пользовались для обозначения всей совокупности уголовно-правовых наук. Впервые применительно к возникшей в последней четверти XIX в. науке, изучавшей технику, тактику и методику расследования преступлений, этот термин употребил австрийский ученый, профессор Грацкого университета Ганс Гросс. Считая криминалистику вспомогательной по отношению к уголовному праву дисциплиной, он назвал ее «учением о реальностях уголовного права». Положения науки уголовного права, как утверждал Г. Гросс, лишены всякого значения, если они не могут быть применены к «реальностям текущей жизни». Они оказываются безжизненными, если следователь (судья) не понимает или неправильно оценивает показания свидетелей, если его вводят в заблуждение приемы преступников, если он не умеет использовать следы преступления или вообще незнаком с бесчисленными положениями, совокупность которых составляет криминалистику. 2

Термин «криминалистика» не сразу и не всюду был принят в качестве названия вновь возникшей науки. В разных странах ее называли по-разному: «научная полиция», «техническая полиция», «уголовная техника» и т. д. Неоднозначен этот термин и в наши дни. В ряде стран он часто употребляется для обозначения лишь криминалистической техники.

Исторически криминалистика сложилась на основе изучения и обобщения следственной практики и активного использования естественных и технических знаний для целей расследования, раскрытия и предупреждения преступлений. После изобретения фотографии на базе ее общих научных и практических положений возникла судебная фотография, являющаяся составной частью криминалистической техники. Успехи химии и физики легли в основу средств и методов технико-криминалистического исследования документов, законы физиологии открыли путь для научного развития судебного почерковедения, законы психологии — для построения тактики допросов и т. д.

Достижения других наук в течение ряда столетий использовались в целях расследования и раскрытия преступлений лишь эпизодически. Только со второй половины XIX в. началась активная работа по созданию системы технических средств, приемов и методов, приспособленных или специально предназначенных для целей криминалистики. Эти разработки вместе с изучением и обобщением опыта следственной, судебной и экспертной практики составили основу криминалистики как особой науки.

Сформулированные в разное время определения предмета криминалистики отражали разные этапы ее развития. До конца 30-х годов господствовало ошибочное определение криминалистики как технической прикладной науки, что тормозило развитие ее теории и мешало практическому использованию. В 1950 г. А.И. Винбергом было сформулировано определение, в котором криминалистика признавалась «наукой о технических и тактических приемах и средствах обнаружения, собирания, фиксации и исследования судебных доказательств, применяемых для раскрытия преступлений… выявления виновных и изыскания способов предупреждения преступлений» 1 .

Данное определение с некоторыми дополнениями и модификациями было общепризнанным в течение нескольких десятилетий. В начале 50-х годов, после широкой научной дискуссии о предмете криминалистики, оно было дополнено указанием на то, что технические средства, тактические приемы и методы применяются для выполнения действий, предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Однако, несмотря на признание в науке, это дополнение в учебниках криминалистики 50-х годов не отражалось. Только в 1963 г. в новом учебнике появилось развернутое определение криминалистики. Оно было сформулировано С.П. Митричевым следующим образом: «…криминалистика является наукой о технических средствах, тактических приемах и методах, применяемых для выполнения предусмотренных уголовно-процессуальным законом действий по обнаружению, собиранию, фиксации и исследованию доказательств в целях раскрытия и предупреждения преступлений» 1 .

В настоящее время большинство ученых и практических работников отдают предпочтение определению, впервые предложенному в 1967 г. Р.С. Белкиным (окончательную, современную формулировку оно обрело в 1987 г.): «…криминалистика — это наука о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, закономерностях собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей специальных средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений» 2 . Определение, выдвинутое Р.С. Белкиным, имеет своих противников. Дискуссия по этому вопросу не утихает до сих пор.

Криминалистическая техника — это совокупность (система) не только технических средств, но и научных положений, приемов и методов, разработанных на основе общей теории криминалистики и данных естественных и технических наук с целью использования их в соответствии с процессуальным законом для обнаружения, сохранения, фиксации и исследования судебных доказательств и объектов, могущих стать ими, а также для предупреждения преступлений. Криминалистическая техника в узком ее значении (технические средства) используется как следователем, так и экспертными учреждениями, техническое оборудование которых позволяет проводить самые сложные и разнообразные экспертные исследования.

В эту часть криминалистики входят: основы криминалистической техники, судебная фотография, учение о следах (трасология), судебная баллистика, технико-криминалистическое исследование документов, криминалистическое исследование письма и почерка, идентификация человека по признакам внешности, криминалистическая регистрация. При всем разнообразии отдельных тем, входящих в понятие криминалистической техники, общими для них являются естествен но-техническая основа, определяющая ее развитие, единая цель, которой она служит, и процессуальные условия, регламентирующие порядок ее использования при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

Топ лучших площадок для торговли опционами на русском языке:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    Лидер среди всех брокеров бинарных опционов! Бесплатное обучение и демо-счет! Идеально для начинающих и средне-опытных трейдеров.
    Получите свой бонус за регистрацию:

Следственная тактика — это совокупность (система) тактических приемов и методов организации и планирования предварительного следствия, основанных на общетеоретических положениях криминалистики, на использовании логики, психологии, судебной этики и других научных знаний, применяемых при расследовании, раскрытии и предупреждении преступлений, с целью достижения оптимального эффекта с минимальной затратой сил, средств и времени.

Следственная тактика не только разрабатывает приемы проведения отдельных следственных действий, направленных на обнаружение и исследование доказательств, но и помогает избрать общую линию расследования конкретного дела с учетом складывающихся при этом следственных ситуаций. А.Н. Васильев образно называет следственную тактику «сердцевиной криминалистики», ее «основной движущей силой», главным «думающим устройством» 1 . Подобная характеристика может дать повод к ошибочному выводу об особой значимости следственной тактики. В действительности все части криминалистики взаимосвязаны и одинаково значимы. Если следственная тактика применяется без криминалистической техники или техника используется без учета тактики, они часто теряют свою действенность. Например, тактика осмотров и обысков связана с применением чувствительных поисковых приборов; внедрение в процесс расследования звукозаписи, киносъемки и видеозаписи потребовало разработки тактических приемов, обеспечивающих доказательственные результаты их использования.

Методика расследования отдельных видов преступлений — это совокупность (система) научных положений, технических средств, тактических приемов и методических правил (рекомендаций), применяемых при расследовании, раскрытии и предупреждении преступлений с учетом особенностей, характерных для каждого их вида. 1

Определенные средства, приемы и рекомендации могут быть эффективными при расследовании одних преступлений, например убийств, и могут оказаться неэффективными при расследовании других, например халатности. Предлагаемые методикой рекомендации позволяют выбрать именно те средства, приемы и методические правила, которые наиболее целесообразно использовать для достижения оптимальных результатов в процессе расследования, раскрытия и предупреждения каждого вида (группы) преступлений.

1.2. Система криминалистики

Система криминалистики, как система любой науки, является единым комплексом взаимосвязанных разделов или частей и она определяется прежде всего предметом изучения и внутренней структурой, объединяющей в одно целое отдельные части системы. Начало построению системы криминалистики положил Г. Гросс.

Г. Гросс построил систему криминалистики, основанную на трех элементах: тактике, технике и методике расследования. Она не была еще вполне стройной, но это понимал и сам ученый, который в предисловии к «Руководству» писал: «Криминалистика, еще столь молодая наука, ныне еще не может предсказать, к каким конечным итогам она непременно должна привести, но ей известно, что эти будущие изменения также не останутся постоянными, что постоянства вообще никогда не будет, что единственно вечным будет состояние непрерывного движения» 1 .

Неодинаково в разные годы складывалась и отечественная система криминалистики. В начальном периоде в основу ее была положена уголовная техника. Именно она получила разработку в трудах Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов» (1903), В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений» (1912), С.Н. Трегубова «Основы уголовной техники» (1906).

Разработке вопросов тактики была посвящена монография И.Н. Якимова «Уголовная тактика» (1929).

В первом издании учебника криминалистики (1935) ее система включала две части — уголовную технику и уголовную тактику. В 1939 г. была опубликована третья часть криминалистики — методика расследования отдельных видов преступлений. С тех пор система криминалистики слагалась из трех частей: техники, тактики и методики. Лишь короткое время (в конце 30 — начале 50-х гг.) систему криминалистики делили на две части: общую и особенную.

В настоящее время в системе отечественной криминалистики принято различать четыре части (раздела): 1) ее научные основы и методологию; 2) криминалистическую технику; 3) криминалистическую (следственную) тактику; 4) методику расследования отдельных видов преступлений.

Общая теория криминалистики – это система ее мировоззренческих принципов, теоретических концепций, категорий, понятий, методов, определений и терминов, отражающих в своей совокупности весь предмет криминалистики, его внутренние и внешние связи. Общая теория является методологической основой криминалистики 2 .

В общую теорию входят, прежде всего, криминалистические учения и частные теории, отражающие результаты познания тех объективных закономерностей действительности, которые составляют предмет криминалистики и являются базой для разработки ее «продукта» – криминалистических средств, приемов и рекомендаций.

Частная теория изучает отдельные стороны (части) предмета криминалистики. Обобщением частных теорий создается охватывающая их общая теория, и наоборот, из общей теории выводятся новые частные теории. Примерами частных криминалистических теорий являются учение о криминалистической идентификации, о механизме следообразования, способе преступления, криминалистической характеристике, версиях и планировании расследования и др. В процессе развития науки возникают новые частные теории.

В содержание общей теории криминалистики входит также учение о языке криминалистики, криминалистическая систематика и учение о методах криминалистики.

Систематика науки – основы систематизации накопленных криминалистикой знаний и принятые классификации различных криминалистически значимых объектов. Это могут быть или общая систематизация науки, или совокупность частных систем, каждая из которых объединяв только одну группу каких-либо явлений, процессов (например, системы тактических приемов производства следственных действий, алгоритмы расследования отдельных видов преступлений и т. п.) 1 . Сюда же относятся различные криминалистические классификации объектов, например, признаков письма, следов, тактических приемов, следственных ситуаций и др. 2

И наконец, еще одним элементом общей теории криминалистики является учение о методах криминалистических научных исследований и их соотношение с методами практической деятельности.

Криминалистическая техника – это одно из первых сложившихся в криминалистике понятий. На этапе становления криминалистики криминалистическая техника (тогда она называлась «уголовной») являлась основой науки. В настоящее время криминалистическая техника – раздел криминалистики, в который входят научные положения и основанные на них технические (в широком смысле) рекомендации по применению средств, приемов и методик, предназначенных для собирания и исследования доказательств и осуществления иных мер раскрытия и предупреждения преступлений. Средства, приемы и методики криминалистической техники базируются на естественно-научных и технических, гуманитарных и правовых знаниях, специально используемых в целях борьбы с преступностью. 1

Криминалистическая методика (методика расследования и предотвращения отдельных видов преступлений и групп преступлений) включает научные положения и основанные на них методические указания и рекомендации по расследованию и предотвращению убийств, разбоев, изнасилований, краж, вымогательств, мошенничеств и др. Эта часть криминалистики состоит из некоторых общих положений и отдельных частных методик расследования.

1.3. Криминалистические категории

Криминалистические категории — это наиболее общие, наиболее значимые для науки и практики понятия криминалистики. К ним в первую, очередь относятся понятия разделов криминалистики — общей теории, техники, тактики и методики 2 . Помимо них к числу основных криминалистических категорий относятся понятия технико-криминалистического средства, криминалистического приема, криминалистической рекомендации, тактической комбинации (операции), следственной ситуации, тактического решения, способа совершения и сокрытия преступления, криминалистической характеристики преступления и некоторые другие.

Технико-криминалистическое средство — устройство, приспособление или материал, используемые для собирания и исследования доказательств или для создания условий, затрудняющих совершение преступлений.

В криминалистике и практике борьбы с преступностью применяются технические средства трех видов: 1) универсальные или общетехнические, используемые в криминалистических целях без приспособления или переделки, например бытовая фотоаппаратура, обычные средства, связи или осветительные приборы и т. п.; 2) специально приспособленные для криминалистических целей (лупа с подсветкой, приспособления для метрической или масштабной фотосъемки и др.); 3) специально разработанные для целей криминалистики. К числу технико-криминалистических средств относятся средства двух последних групп. 1

Криминалистический прием — наиболее рациональный и эффективный способ действия или наиболее целесообразная линия поведения при собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств и предотвращении преступлений,

Различают технико-криминалистические и тактико-криминалистические (тактические) приемы. К первым относятся приемы использования технико-криминалистических средств (например, приемы работы со сравнительным микроскопом) и приемы использования научных положений криминалистической техники (например, приемы обнаружения следов). Ко вторым — приемы организации и планирования расследования, подготовки и осуществления отдельных следственных и судебных действий. Тактическим может быть и поведенческий прием, т. е. выбор субъектом доказывания наиболее целесообразной линии поведения.

На признание того или иного способа действия наиболее эффективным и целесообразным влияет ряд субъективных и объективных факторов, к числу которых относятся 2 :

а) системность операций, составляющих в своей совокупности способы действий, последовательность их выполнения;

б) разрешающая способность используемых технико-криминалистических средств и иных технических устройств;

в) параметры используемых технических средств (вес, размеры, возможность перемещения и т. п.);

г) физические и психические возможности человека, от которых
зависит содержание и условия применения приема;

д) индивидуальные особенности субъекта, применяющего прием,
наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта, от чего зависит выбор приема.

Условиями применения технико-криминалистических средств и криминалистических приемов являются их научная обоснованность и допустимость. О допустимости речь уже шла, когда приводились критерии оценки методов криминалистики: сказанное относится и к допустимости средств и приемов. Научная же обоснованность средства или приема означает, что они основаны на положениях той или иной науки, удовлетворяют соответствующим требованиям, что результаты их применения обладают необходимой достаточностью и достоверностью.

В процессе расследования могут возникнуть такие ситуации, когда для решения задачи потребуется применить не разрозненные тактические приемы, а их сочетания, обусловленные определенным замыслом. Такие сочетания именуются в криминалистике тактическими комбинациями. 1

Тактическая комбинация — это определенное сочетание тактических приемов или следственных и иных действий, преследующее цель решения конкретной задачи расследования и обусловленное этой целью и следственной ситуацией. 2

Тактические комбинации подразделяются на простые, или элементарные, и, сложные. Первые представляют собой сочетание приемов в рамках одного следственного действия, вторые — сочетание следственных и иных (оперативно-розыскных, организационно-технических) действий по конкретному уголовному делу.

Тактическая комбинация может состоять из одноименных или разноименных действий. Если в ходе расследования, особенно на начальном его этапе, реализуются данные, полученные оперативным путем, то тактическая комбинация может представлять собой сочетание оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, объединенное единым замыслом. Такую комбинацию можно назвать оперативно-тактической. Но при этом нужно иметь в виду следующее.

Оперативно-розыскные мероприятия как элемент комбинации служат целям создания условий, обеспечивающих результативность, целеустремленность и безопасность входящих в структуру комбинации следственных действий. Оперативно-розыскные меры и следственные действия сочетаются, а не смешиваются друг с другом. Следователь при этом не приобретает права на участие в оперативно-розыскных мероприятиях, он не определяет и методы их осуществления. Оперативно-тактическая комбинация осуществляется путем взаимодействия между следователем и оперативным сотрудником, каждый из которых действует строго в пределах своей компетенции и своими методами. 1

Криминалистическая рекомендация — научно обоснованный и апробированный практикой совет, касающийся выбора и применения средств, приемов и методик собирания, исследования, оценки и использования доказательств.

Рекомендации могут быть общими, т. е. такими, использование которых возможно: а) любым участником доказывания; б) в любой ситуации, независимо от обстоятельств дела. Рекомендации могут быть и специальными, рассчитанными на определенного адресата (следователя, эксперта и др.) или на конкретную ситуацию.

В обиходе этот термин нередко употребляется для обозначения всех разработок криминалистики.

Следственная ситуация — совокупность условий, обстановка, в которой в данный момент протекает процесс доказывания. По своему содержанию следственная ситуация представляет собой совокупность следующих компонентов 1 :

процессуального и тактического характера: состояние производства по делу; доказательства и их источники; возможность избрания нужной меры пресечения, изоляции обвиняемых друг от друга и др.;

Сочетание всех этих компонентов обусловливает индивидуальность, неповторимость конкретной следственной ситуации.

Следственные ситуации могут быть разделены на исходные, промежуточные и конечные; конфликтные и бесконфликтные, а в смысле их значения для расследования — на благоприятные и неблагоприятные. Среди последних выделяется ситуация тактического риска. 2

Тактический риск — возможность негативного результата при проведении следственного действия или тактической комбинации. Задача следователя — действовать, избегая риска, но поскольку это практически невозможно, стремиться к тому, чтобы его минимизировать. Этой цели должно служить и тактическое решение.

Тактическое решение — выбор цели тактического воздействия на следственную ситуацию в целом или на ее отдельные компоненты, на ход и результаты расследования и его элементы и определение методов, приемов и средств достижения этой цели. Целями тактического воздействия могут быть 1 :

– изменение следственной ситуации или отдельных ее компонентов в благоприятную для следствия сторону;

– максимально эффективное использование неблагоприятной следственной ситуации;

– достижение превосходства в ранге рефлексии над противоборствующей стороной;

– использование фактора внезапности, особенно на исходном этапе расследования;

– сведение на нет или минимизация тактического риска;

– обеспечение методичности и наступательности расследования.

Процесс подготовки и принятия тактического решения проходит следующие этапы: сбор исходной информации — определение цели тактического воздействия; формулирование задачи — выбор средств и методов достижения цели — формулирование решения. Далее следуют реализация решения и оценка полученных результатов.

Тактическое решение должно удовлетворять требованиям законности, своевременности, обоснованности, нравственности и реальности использования. 2

Механизм преступления — сложная, многокомпонентная, динамическая система, образуемая: действиями субъекта преступления, направленными на достижение определенного результата в отношении конкретного предмета преступного посягательства; действиями потерпевшего и лиц, оказавшихся случайными участниками (активными или пассивными) события, происходящего в конкретных условиях и обстоятельствах, совокупность которых детерминирует способ совершения и сокрытия преступления, связи и отношения между элементами механизма преступления.

Важнейшую роль в механизме преступления играет способ совершения и сокрытия преступления.

Способ совершения преступления — это детерминированная личностью, предметом и обстоятельствами преступного посягательства система действий субъекта, направленная на достижение преступной цели и объединенная единым преступным замыслом. В этой системе могут быть выделены действия по подготовке, непосредственно совершению и сокрытию следов преступления. В тех случаях, когда преступление совершается без предварительной подготовки или когда субъект преступления не планирует действий по его сокрытию, налицо неполноструктурный способ совершения преступления. При этом возможно формирование самостоятельного способа сокрытия преступления.

Одной из центральных криминалистических категорий является понятие следа.

След преступления (преступника) — отражение в обстановке преступного деяния элемента механизма преступления, материальные и идеальные отображения события, подлежащего расследованию.

Криминалистически значимые свойства следа заключаются, во-первых, в системности следов преступления, обусловленной генетически: все они происходят из одного источника — события преступления; во-вторых, в их информативности: каждый след несет информацию о той или иной стороне преступления, а в системе — о преступлении в целом; в-третьих, в возможности их классификации по различным основаниям, что способствует их исследованию и оценке их доказательственного значения. 1

Помимо названных существуют и другие криминалистические категории, например криминалистическая характеристика преступления, криминалистическая версия и пр., рассмотрение которых целесообразно при изложении вопросов криминалистической техники, тактики и методики.

Журнал ВАК :: УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Развитие принципа эффективности использования государственных фи-нансовых ресурсов

Развитие принципа эффективности использования государственных финансовых ресурсов

Development of а principle of effective use

of public financial resources

Исаева Ирина Александровна

кандидат экономических наук, доцент

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры

Аннотация: В статье показаны основные этапы развития принципа эффективности использования государственных финансовых ресурсов. Приведен обзор видов, ограничений, показателей и критериев, методического инструментария оценки эффективности общественных финансов. Обозначены направления повышения эффективности бюджетных расходов .

Annotation: In article the main stages of development of a principle of efficiency of use of the state financial resources are shown. The review of types, restrictions, indicators and criteria, methodical tools of an assessment of efficiency of public finance is provided. The directions of increase of efficiency of the budgetary expenses are designated.

Ключевые слова: общественные финансы, эффективность, бюджетная реформа, бюджетные расходы, целевая программа, государственное (муниципальное) задание

Key words: public finance, efficiency, budgetary reform, budgetary expenses, target program, state (municipal) task

Одной из основных целей экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. В то же время все составляющие реформы бюджетной системы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременно успешном и последовательном осуществлении реформирования государственного сектора в целом.

Оценке деятельности по расходованию государственных средств должны предшествовать определение категории эффективности использования бюджетных средств, способов измерения эффективности, формулировки критериев эффективности, а также возможностей применения результатов такой оценки в управлении финансами.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, заложенный Бюджетным кодексом, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Данное определение вносит дополнительную сложность в процесс оценки эффективности в бюджетном секторе, поскольку отождествляет понятия «результативность» и «эффективность», в то время как результативность – это абсолютный показатель непосредственных результатов, а эффективность – относительный показатель, устанавливающий связь полученных результатов с затратами. Из определения неясно, чему эквивалентен наилучший результат, что же именно является «заданным результатом», в чем он выражается и как измеряется [1]. Квалификация деятельности по использованию бюджетных средств как «неэффективной» требует специальных доказательств того, что существует практическая возможность альтернативного варианта деятельности, способного привести к лучшему использованию средств. Очевидно, что на сегодня отсутствует соответствующий правовой механизм для получения и представления таких доказательств и, соответственно, для проведения оценки эффективности [2].

Оценка непосредственных и конечных результатов проводится на основе трех показателей эффективности:

1. Экономическая эффективность – соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач, программных мероприятий, с затратами на его достижение.

2. Общественная (социальная) эффективность – соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности) с непосредственным показателем деятельности.

3. Общественно-экономическая (социально-экономическая) эффективность — соотношение величины достигнутого в результате реализации программы конечного общественно значимого результата и величины затрат на его достижение.

Одним из ключевых вопросов является правильное понимание термина «эффективность». В соответствии с теорией эффективность рассчитывается как отношение полученных результатов к стоимости затраченных на их достижение ресурсов. Достижение эффективности подразумевает достижение баланса между результатами и имеющимися ресурсами.

Применяя эту общую формулу к использованию государственных финансовых ресурсов, можно понять, что эффективность бюджетных расходов определяется как соотношение достигнутых экономических и / или социально значимых результатов к затраченным на их достижение бюджетным средствам. Чтобы быть эффективными, необходимо увеличивать объем экономических и / или социально значимых результатов, либо сокращать объем бюджетных расходов, и обе эти задачи на практике часто вступают в противоречие.

В настоящее время, в рамках бюджетных реформ, происходит содержательное развитие принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств как одного из принципов ответственного управления общественными финансами.

Базовый перечень принципов (компонентов) эффективного и ответственного управления общественными финансами [3] включает в себя:

1. финансовую (налогово-бюджетную) прозрачность;

2. стабильность и долгосрочную устойчивость бюджетов;

3. эффективную и справедливую систему межбюджетных отношений;

4. консолидацию бюджета и бюджетного процесса;

5. среднесрочное финансовое планирование;

6. бюджетирование, ориентированное на результаты;

7. эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.

Эти принципы (компоненты) следует рассматривать в рамках единой системы управления общественными финансами, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.

Реформирование системы управления общественных финансов в Российской Федерации осуществляется в несколько этапов, и направлено оно на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В 2000-х годах Правительством Российской Федерации были утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ: Программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы, Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, а также мероприятия по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы.

Суть реформирования бюджетного процесса состоит в смещении акцентов от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром бюджетного процесса стала широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования». Ее суть – распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель содержит переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры ассигнований и повышением предсказуемости объема ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления и утверждения бюджета переориентирована на выработку четких расходных приоритетов и оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций и изменение перечня и формата бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Среднесрочное финансовое планирование требует перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Расширение сферы применения программно-целевого метода планирования целесообразно не столько за счет увеличения количества федеральных целевых программ и (или) объемов их финансирования, сколько за счет преобразования сметных расходов, формируемых федеральными органами исполнительной власти, в ведомственные целевые программы. Федеральные и ведомственные целевые программы рассматриваются в качестве двух типов единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ.

С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной составляющей бюджетной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора, возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму).

Таким образом, на первом этапе своего развития, новая система управления общественными финансами включила в себя:

целостную систему регулирования бюджетных правоотношений, установление единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;

организацию бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых;

поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты, таких как: приоритетные национальные проекты, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные целевые программы, обоснование бюджетных ассигнований, государственные (муниципальные) задания;

переход к среднесрочному финансовому планированию;

создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ.

Следующим этапом модернизации системы управления общественными финансами стала разработка и реализация системы мер по повышению эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных и муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Указанные меры нашли отражение в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2020 года.

Эффективность деятельности публично-правовых образований оценивается по результатам, достигнутым в сферах экономического развития; здравоохранения и здоровья населения; общего образования; начального и среднего профессионального образования; жилищного строительства и обеспечения граждан жильем; жилищно-коммунального хозяйства; дорожного хозяйства; обеспечения безопасности граждан; организации государственного и муниципального управления; энергосбережения и повышения энергетической эффективности; охраны окружающей среды.

Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится на основе анализа и сопоставления показателей, характеризующих:

1. социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, в том числе удовлетворенность населения качеством предоставляемых государственных услуг и деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2. конечные результаты деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3. эффективность использования бюджетных ресурсов в субъекте Российской Федерации;

4. ход реализации институциональных реформ в субъекте Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 2007 г . №825 утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти регионального уровня. Чуть позднее введен перечень дополнительных показателей, в том числе показателей эффективности использования средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Утверждены также методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и форма доклада высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период. В дальнейшем уточнялся и дополнялся перечень показателей, методика оценки эффективности и форма доклада руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Однако, несмотря на последовательное развитие основ оценки эффективности, необходимо отметить, что предлагаемая система показателей еще далека от совершенства.

Во-первых, существует проблема измеримости непосредственных и конечных результатов. Так, показатели непосредственного результата – количество произведенных услуг, выраженное в количестве потребителей услуги, можно определить только для услуг индивидуального пользования, поскольку непосредственный потребитель известен. Услуги же коллективного пользования производятся для всех членов общества и потребляются ими пассивно и на постоянной основе, поэтому единицу выпуска, выраженную в количестве потребителей услуги, определить невозможно. Основная проблема показателей конечного результата – сложность выражения и измерения общественно значимого социального эффекта, а также трудность его достижения в рамках деятельности отдельного органа власти (исполнителя программы).

Во-вторых, вызывает сомнение использование показателей, на значение которых могут оказывать непосредственное влияние органы исполнительной власти через так называемый административный ресурс. О ценка эффективности власти строится на информации, единственным поставщиком которой служат сами органы власти. В данных условиях оценку эффективности нельзя признать объективной. На наш взгляд, к сбору и анализу информации об эффективности власти следует привлечь негосударственные, общественные организации и институты, данные которых нужно использовать для корректировки информации, предоставляемой органами исполнительной власти.

Следующая группа проблемных показателей – это показатели, характеризующие лояльность общественности к деятельности исполнительных органов власти и функционированию бюджетного сектора. Например, удовлетворенность населения качеством образования, медицинской помощью, деятельностью органов исполнительной власти в целом. Результаты значений по данным показателям напрямую зависят от того, какие группы населения выражают свое мнение.

Еще одна проблемная зона в системе показателей связана с включением в перечень показателей, не имеющих информационной и смысловой ценности для оценки эффективности. Например, расходы консолидированного бюджета региона по отдельным сферам деятельности, констатирующие удельный вес данных расходов в общем объеме бюджета. Например, расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции (рублей) анализируются в сопоставлении со среднероссийским значением показателя, а также с учетом природно-климатических условий субъекта Российской Федерации и иных факторов. Такой анализ нельзя признать достаточным. В условиях общего низкого уровня финансирования и уровня производства, об эффективности может свидетельствовать приближение показателя к международным стандартам.

Согласно утвержденной методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, эффективность оценивается, в том числе по доле неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В целом, неэффективными расходами признаются любые затраты, связанные с превышением нормативов предоставления социальных услуг. При этом в расчетах не участвуют показатели результата предоставления таких услуг. Кроме того, данный подход имеет определенные противоречия, вытекающие из особенностей функционирования органов власти по вертикали бюджетной системы. Далеко не всегда орган власти имеет прямой механизм воздействия на показатели неэффективного использования бюджетных средств. Это касается, в первую очередь, вопросов оплаты труда и формирования штатного расписания государственных и муниципальных учреждений. Иными словами, оценка эффективности, проводимая в таком ключе, не представляется нам оправданной.

Проблема эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений является центром реформы сети бюджетополучателей. С целью создания правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными и муниципальными учреждениями был принят Федеральный закон от 8 мая 2020 г . № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В соответствии с указанным Федеральным законом, сформированы новые типы государственных и муниципальных учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Казенные учреждения ориентированы на оказание услуг, выполнение работ, исполнение функций в целях реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, за счет средств соответствующего бюджета. Бюджетные и автономные учреждения создаются публично-правовым образованием для выполнения работ или оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Предоставление услуг подведомственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется на основании задания, формируемого для каждого учреждения на оказание соответствующих услуг. На финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.

Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное и автономное учреждение заинтересовано в увеличении этого объема, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны быть сформированы новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.

Важно также отметить, что органы власти, наряду с формированием задания для учреждений, входящих в подведомственную сеть, вправе разместить государственный заказ на оказание услуг среди сторонних организаций. Исполнителем по контракту может быть некоммерческая организация, не являющаяся государственным или муниципальным учреждением, либо другие юридические лица, независимо от организационно-правовой формы. Такой подход создает дополнительные условия для развития конкуренции и, в конечном счете, приводит к повышению качества услуг.

Показатели государственного или муниципального задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям. Это коренным образом изменяет подход к формированию соответствующего бюджета, а также создает условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании, что способствует повышению эффективности бюджетных расходов.

Для каждой государственной услуги устанавливаются показатели качества, с определением для каждого показателя единицы измерения и формулы расчета. Крайне редко в государственных или муниципальных заданиях определены критические значения показателей качества. На сегодняшний день показатели качества связаны с объемом финансового обеспечения государственного или муниципального задания только в случае, если в региональной (муниципальной) правовой базе установлена данная взаимосвязь. Также следует отметить, что большинство показателей качества, утвержденных в задании, не могут быть использованы для оценки деятельности учреждения в части выполнения задания, так как не зависят от действий учреждения. В качестве примера используемых в субъектах Российской Федерации показателей качества оказания услуг в сфере здравоохранения можно привести время подготовки для выезда бригады скорой медицинской помощи автотранспортом, время ожидания диагностических и лабораторных исследований, консультаций специалиста, долю аттестованных врачей и средних медицинских работников.

Оценка эффективности и результативности выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг проводится в пять этапов, раздельно по каждому из критериев выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг.

Первый этап – оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «полнота и эффективность использования бюджетных средств на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг». Полнота использования бюджетных средств оценивается как степень кассового исполнения (фактических расходов) бюджета по отношению к плановым бюджетным показателям. Данный алгоритм не позволяет оценивать эффективность использования средств. Оценивать полноту и эффективность использования бюджетных средств, на наш взгляд, следует с учетом фактического числа потребителей услуги, и сравнивать не показатели использования общего объема средств, а показатели расходов в расчете на одного потребителя.

Второй этап – оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «количество потребителей государственных услуг (количество государственных услуг)». Оценка подразумевает сравнение фактического и планового значений данного показателя. Отклонения в пределах 5% от запланированного значения допустимо, но большие различия свидетельствуют о некорректном прогнозировании числа потребителей.

Третий этап – оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «качество оказания государственных услуг». При этом сопоставляются фактические и плановые показатели, характеризующие качество оказания государственных услуг. По нашему мнению, необходимо учитывать, что для каждой услуги должен быть разработан стандарт, а значит и минимальные требования к ее предоставлению. В связи с этим, оценку показателей качества необходимо разделить на два блока:

1. Показатели, характеризующие минимальные необходимые требования к условию предоставления услуги, на основе которых выставляется только две оценки: «задание выполнено» или «задание не выполнено». При этом, если хотя бы одно из условий не выполнено, то оценка всего блока должна быть отрицательной.

2. Показатели, характеризующие дополнительные условия предоставления услуг. В данном случае возможно сравнение фактических и плановых значений. Этот блок необходим для выявления наиболее конкурентоспособных учреждений с целью дальнейшего поддержания их деятельности.

Следующий этап – оценка выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по критерию «объемы оказания государственных услуг», выполняется аналогично третьему этапу.

Заключительный этап – итоговая оценка эффективности и результативности выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, предусматривает усредненную оценку степени достижения рассмотренных выше показателей. В целом, государственное или муниципальное задание считается выполненным, если значения показателей находятся в диапазоне от 100 до 95%.

При этом, оценивая полученные результаты, важно иметь в виду, что с учетом применяемых зачастую формальных подходов к формированию показателей качества, итоговая оценка выполнения задания не является абсолютным и однозначным показателем эффективности работы учреждения.

На наш взгляд, основная проблема оценки эффективности в общественном секторе экономики заключается в определении целевых показателей, характеризующих результат деятельности его субъектов. Кроме того, проблемой остается установление целевых значений показателей эффективности. Например, для органов местного самоуправления они устанавливаются как среднее значение по субъекту РФ или группе муниципальных образований, или как показатель прошлого года. В оценке эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений, основным мерилом по-прежнему является максимальное соответствие фактических показателей плановым.

Сложность оценки эффективности в общественном секторе экономики вытекает из специфики производства общественных благ, где результаты редко измеряются в денежном выражении. Методология оценки эффективности общественных финансов должна основываться на сочетании требований международных стандартов прав человека, ожиданий общества, и адаптированных инструментов корпоративного менеджмента.

Продолжающаяся модернизация системы управления общественными финансами позволит создать базу для дальнейшего развития принципа эффективности использования бюджетных средств. В настоящее время внимания требуют такие меры, как реформирование государственного и муниципального финансового контроля, развитие системы внутреннего контроля; создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Предполагается, что реализация указанных мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики.

1. Хасанов Р. Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на стадии их отбора и реализации / Р. Н. Хасанов // Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2020 г .). – Челябинск: Два комсомольца, 2020. – С. 45-48.

2. Асташова Н.Н. Использование механизмов оценки эффективности использования бюджетных средств при проведении государственного финансового контроля / Н.Н. Асташова // Актуальные вопросы современной экономической науки: сб. докладов IV Междунар. науч. заоч. конф. (Липецк, 26 февраля 2020 г .). – Липецк: Гравис, 2020. – С.7-10.

Система торговли: Сова — сочетание простоты и эффективности

Н епосредственно подключаемые к сети устройства памяти (Network Attached Storage — NAS) — это не зависящие от платформ аппаратные средства, предназначенные для эффективного выполнения только одной функции — обеспечения сетевого доступа к своим накопителям. Они относятся к так называемым тонким серверам, в основу конструирования которых заложен принцип: «ничего лишнего!». Интенсивный трафик, создаваемый множеством пользователей, может легко перегрузить традиционный файловый сервер, в силу чего он будет работать так медленно, что за время загрузки по сети даже относительно небольшого файла пользователь вполне успеет насладиться чашечкой кофе. Средства же NAS способны быстро работать даже при значительных нагрузках.

Согласно прогнозу фирмы Dataquest, занимающейся исследованиями рынка, объем продаж устройств NAS в денежном выражении вырастет к 2002 г. до 10,5 млрд долл. (с 900 млн долл. в 1998 г.). За этот же промежуток времени объем продаж тонких серверов всех типов (включая и NAS) может возрасти до 16 млрд долл. (с 2 млрд в 1998 г.).

Сейчас на рынке тонких серверов преобладают так называемые устройства управления периферийным оборудованием — главным образом принт-серверы. Объем их продаж, равный почти 963 млн долл. в 1998 г., к 2002 г. может составить сумму всего лишь в 3 млрд долл. Таким образом, через три года на рынке тонких серверов с большим отрывом от остальных будут лидировать устройства NAS.

На сегодняшний день наиболее распространенными устройствами NAS являются сетевые системы CD-ROM, представляющие собой стойки с соответствующими дисководами («башни» CD-ROM) или автоматизированные библиотеки. Кроме них, на рынке представлены и другие сетевые накопители, в частности жесткие диски, и аналитики считают, что в последующие три года их сбыт будет расти опережающими темпами.

Простота – залог успеха

К достоинствам устройств NAS относится не только простота их установки. Немаловажное значение имеет и тот факт, что для подключения их к сети не требуется изменять ее архитектуру или конфигурацию. Это особенно актуально, если перебои в работе сети абсолютно недопустимы или архитектура сети настолько сложна, что изменения в ней могут породить другие проблемы.

Согласно Хофману, к основным достоинствам устройств NAS относятся также низкая стоимость их эксплуатации, высокая производительность и простота использования.

Встроенная сетевая поддержка

Экономия на лицензиях и повышение производительности сети

Некоторые оппоненты концепции NAS заявляют, что, поскольку устройства NAS почти не обрабатывают информацию, они порождают очень интенсивный сетевой трафик, способный перегрузить ЛВС и тем самым существенно замедлить ее работу. Сторонники же этой концепции утверждают, что устройства NAS могут повысить производительность сети, поскольку снижают нагрузку на основной файловый сервер. Устройства NAS функционируют более эффективно в сети Fast Ethernet.

Обоюдные выгоды от продаж устройств NAS

Устройства NAS успешно применяются в гетерогенных и гомогенных средах. Можно с уверенностью утверждать, что если устройство NAS поддерживает ОС сетевого сервера и в сети используются протоколы TCP/IP, то оно в этой сети работать будет. Тонкие серверы совместимы даже с информационными системами IBM.

Лучшие платформы для бинарных опционов, дающие бонусы за регистрацию счета:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    Лидер среди всех брокеров бинарных опционов! Бесплатное обучение и демо-счет! Идеально для начинающих и средне-опытных трейдеров.
    Получите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий